Поделиться в соцсетях:

Патриарх призвал бороться за суверенитет России

28 января 2016 г. Просмотров: 922

   Отвечая на вопросы студентов Смоленского государственного университета, Святейший Патриарх Кирилл заявил следующее: "И молодым, и людям среднего возраста, и старым нужно делать одно — бороться за то, чтобы Россия сохранила свой суверенитет. Суверенитет не формальный, а реальный; а реальный суверенитет — это способность отстаивать на международной арене свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением самых могущественных стран. Суверенитет — это способность идти своим путем, опираясь на свою систему ценностей. Сегодня наш суверенитет раздражает многих в мире. Один политический деятель когда-то сказал мне: "Для того чтобы наступил мир во всем мире, мы должны вас переформатировать", то есть из нас сделать их. Для того чтобы этого не произошло, вы все должны уметь различать духов (см. 1 Кор. 12:10), особенно когда вас начинают склонять к тому, чтобы вы становились участниками хаоса. Нужно бережно относиться к своей стране, нужно воспитывать самих себя и своих детей в тех убеждениях, которые формируют нашу общность, которые из отдельных людей составляют единый российский народ. И если наша молодежь, от которой в самом деле многое зависит, займет сегодня такую жизненную позицию, то это будет серьезным сигналом для тех, кто придерживается иных точек зрения". 

 

 

Столь откровенного призыва отстоять суверенитет русского народа со стороны Патриарха я не припомню. Более того, Святейший раскрыл понятие суверенитета не с узко дипломатической точки зрения, но с точки зрения смыслов и ценностного содержания. Суверенитет для русских — это остаться русскими, православными, не поддаться хаосу и переформатированию. В то же время не оставаться в стороне и не топтаться на месте, но "идти своим путём, опираясь на свою систему ценностей".

"Воспитывать самих себя и своих детей в тех убеждениях, что из отдельных людей составляют единый российский народ". Что это за система ценностей? Во многом она выражена в православии, но сформулировать её нам только предстоит.
В то же время мы все, воцерковлённые и не воцерковлённые, даже ярые атеисты, так или иначе но живём этими ценностями, они впитаны нами с молоком матери и с первыми детскими впечатлениями о людях, стране, природе. Альтруизм, сострадание к ближнему, коллективизм, а точнее, соборность, доминирование духовного над материальным, обострённое чувство справедливости, нестяжательство, терпимость к инаковости и неприятие любого унижения, трудолюбие и способность превозмогать непревозмагаемое ради великой истинной цели — всё это есть качества и идеалы, живущие в душе русского человека. Именно они и раздражают "многих в мире", как сказал Патриарх. Мы сами даже не понимаем, насколько раздражают. Сами удивляемся, почему это они нас так ненавидят. Пытаемся им понравится, даже заискиваем, но они не успокоятся, пока полностью нас не переформатируют в потребительских роботов-баранов, не имеющих души.

В несколько предложений Патриарх сумел в вместить целые смысловые пласты и в то же время выразить их очень понятно, спокойно, на доступном молодым людям языке. Именно это и требуется в ближайшее время от всей Церкви — говорить с людьми о самом важном и насущном, актуальном и не звучащем в СМИ на понятном большинству граждан России языке. Именно Церковь имеет огромный потенциал для того, чтобы вести информационную войну, не втягиваясь в информационный поток. Вести её на другом уровне. На уровне личного общения с прихожанами. Только у неё существует такая мощная сеть живых и реальных ячеек, напрямую контактирующих с русскими людьми. Борьба за суверенитет — это во многом долг и Православной Церкви. Именно поэтому в разговоре со студентами прозвучала и проблема преград между классическими церковными устоями и современными людьми с секуляризованным сознанием. Патриарх занял единственно правильную позицию: выступив за сохранение классических церковных правил и старославянского богослужения, он в то же время горячо призвал священников быть ближе к людям и общаться с ними на понятном им языке, сделать Церковь "местом социальной активности и образовательных проектов".

Если Патриарху это удастся сделать, если Церковь по-настоящему повернётся к широкому кругу русских людей и пойдёт к ним навстречу, если среди священников найдутся люди, умеющие понять боль обезбоженной души, не презирать её, не унижать людей, возмущаясь их невежеством и незнанием церковных обрядов, но помогая им стать своим в Церкви, стать православным не только по факту рождения в России, но и по своему содержанию — вот тогда можно будет сказать, что у нас появятся огромные шансы остаться русскими и сохранить свой суверенитет, свою особенность, свою самость.


02 сентября 2013 года                                                                                                                                                                            Эдуард Биров
Источник: портал РОССИЯ НАВСЕГДА



СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ СМОЛЕНСКА

(1 сентября 2013 года)
 

Дорогие мои смоляне! Уважаемый Алексей Владимирович! Владыко!

Я всех вас сердечно поздравляю с замечательным событием, участниками которого мы все являемся, — 1150-летием славного русского православного города Смоленска, который всегда как щит оберегает наше Отечество.

Эти 1150 лет были очень непростыми. Трудно, может быть, найти другое такое место на земле, как Смоленск, через который проходило столько войн, причем войн не локальных, а масштабных и мировых, в которых участвовало большое количество людей. Началось это в глубокой древности. Мы знаем, что город Смоленск сумел отразить нашествие авангарда Батыя. Тогда мужество проявил святой мученик Меркурий, который был умерщвлен, но не в бою, а когда, устав после боя, он заснул и был умерщвлен проходившим мимо противником. Но ему удалось мобилизовать смолян и отразить это нашествие.

Мы знаем, что и в последующие годы близ Смоленска или в самом Смоленске решались судьбы Отечества. Достаточно вспомнить Смутное время, когда город Смоленск удерживал оборону в то время, когда уже большая часть европейской Руси была под иноземными захватчиками. Когда в Москву уже вошли поляки, когда умерщвлен был Патриарх Ермоген, город Смоленск сражался. И только предательство одного из жителей привело к тому, что, в конце концов, враг вошел в стены и разрушил наш город. Но этот героизм Смоленска был очень важен тогда для подержания духа всей Руси, всей России.

Нельзя не вспомнить и 1812 год. Ведь именно здесь, у стен Смоленска, в Красном, объединились две армии — одна под водительством Барклая-де-Толли, вторая — под водительством Багратиона. Здесь дано было первое мощное сражение Наполеону. И хотя силы были неравными, и нам нужно было отступить, битва под Смоленском внесла свой вклад в разгром противника. А когда погнали Наполеона, то именно здесь, на Смоленщине, Денис Давыдов со своими гусарами и с партизанами разбивал насмерть арьергарды противника.

Мы все это храним в своей памяти, так же как храним и годы Великой Отечественной войны. Смоленск принял удар во много раз превосходящей силы врага. Он не мог в 1941 году сдержать натиск на Москву, но Смоленск и Смоленщина были местом партизанской борьбы. Мы знаем, какое огромное значение наш город сыграл в Великой Отечественной войне, как знаем, что именно здесь, на Смоленской земле, произошла, может быть, самая страшная трагедия Великой Отечественной войны, о которой много не говорили. Здесь Богородицкое поле, здесь место массовой гибели наших солдат и мирного населения. Здесь Соловьева переправа, под которой воды Днепра смешались с кровью. Здесь величайший подвиг и величайшая трагедия, которая, тем не менее, внесла и свой вклад в последующую победу.

 

Нельзя не вспомнить и послевоенные годы, разруху и голод, как люди жили в крепостных стенах, в сараях и землянках. Я застал то поколение смолян, которые делились со мной этими воспоминания. И ведь отстроили город, возродили жизнь на Смоленской земле. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто мирным трудом воссоздал жизнь на Смоленщине.

Непростыми были и 1990-е годы. Я помню, как на этой площади, на которой вы стоите, мы, собирая продукты и одежду где только могли, хранили их в этом Богоявленском соборе и раздавали нуждающимся смолянам, а их были тысячи. Но и то тяжелое время позади. Сегодня страна наша набирает сил, и сегодня Смоленск явил совершенно иное лицо обновленного города — красивого, уютного, такого милого вашим сердцам и моему сердцу.

Мы не можем сегодня не вспомнить и об особо духоносных личностях и духовно важных событиях в истории Смоленска. Я уже сказал о подвиге мученика Меркурия. Но как не сказать об интеллектуальном, духовном, научном подвиге святого преподобного Авраамия Смоленского,
монастырь которого также возрождается сегодня в городе нашем, того самого Авраамия, который был интеллектуальным светочем средневековой Руси. Вокруг него была целая школа, у него были ученики, и знание, образованность, духовная проницательность и опыт преподобного Авраамия распространялись из Смоленска по всей Руси.

А еще ранее, во времена великой славы Смоленска, в домонгольский период, когда здесь княжили выдающиеся представители княжеского рода Рюриковичей — Владимир Мономах, князь Ростислав — здесь строились дворцы и великолепные храмы XII века, которые чудом сохранились и до сих пор украшают город и лицо всей нашей страны.


В то славное время, когда Смоленск был столицей великого водного пути из варяг в греки, здесь тщанием князя Владимира Мономаха появился чудотворный образ Пресвятой Богородицы "Одигитрия". Он появился здесь неслучайно. Невдалеке к северу от Смоленска, как вы знаете, реки Балтийского и Черноморского бассейнов не смыкаются. Здесь были волоки здесь люди тащили суда по земле. Это был самый трудный этап великого цивилизационного пути с севера на юг через Русь. И именно здесь появился образ Богоматери "Одигитрия", чтобы люди могли помолиться, подплывая к Смоленску и к его волокам, и возблагодарить Царицу Небесную, когда этот тяжелый участок пути был позади.

Здесь, совсем рядом с нами, на Смедыни — место убиения святого Глеба, первого русского святого страстотерпца,. Это был духовный подвиг человека, который, имея власть и даже возможность претендовать на великокняжеский престол, отказался от всего в пользу своего старшего брата, который и погубил его. Сятой Глеб стал образом русской святости, мужества, правды, веры и братской любви.

Мы знаем, что образ Царицы Небесной "Одигитрия" сохранял город Смоленск. Чудом остался невредимым Смоленский кафедральный собор, когда вошел сюда Наполеон. Все церкви были закрыты и изничтожены. Этот Богоявленский собор был ограблен, разрушен иконостас, и там солдаты устроили место своего пребывания, заводя в храм лошадей, издеваясь над нашими святынями и разрушая наши духовные и материальные ценности. Но ведь Успенский собор, находящийся в 20 метрах от этого собора, не был тронут. Никто к нему не прикоснулся именно потому, что он был вместилищем великой общенациональной святыни — иконы Божией Матери "Одигитрия", той, перед которой молились в древности люди, пересекая Русь с севера на юг и с юга на север.

Может быть, еще более явное чудо Богоматери было явлено в Великую Отечественную войну. Многие из вас знают, видели эти страшные фотоснимки, сделанные, в том числе, немецкими солдатами. А кто не видел, сходите в новый прекрасный выставочный центр, который открылся в Смоленске. Там замечательная выставка, вы можете увидеть эти фотографии Смоленска: нет ни одного не разрушенного дома, одни руины — и справа и слева, и впереди и сзади. И среди этих руин невредимым стоял Успенский собор. Что мешало фашистам взорвать его так, как они взрывали все другое? Что мешало в бою уничтожить этот собор, потому что нередко с высоких точек велась корректировка огня? Никто не прикоснулся к этой святыне!

Нам иногда говорят: "А докажите, что Бог есть. Почему Бог не совершает чудес? Почему Он в моей жизни не совершает чудес? Почему Он не дает то, чего я хочу?" Бог всем дает от Своей отеческой любви только при одном условии: если мы храним веру и если мы, опираясь на эту веру, обращаемся к Нему с молитвой и строим на основе этой веры нашу жизнь.


Наши благочестивые предки и в 1812 году, и в годы немецкой оккупации горячо молились Богу. Тогда не было неверующих людей, тогда не было клеветников на Церковь.

Тогда маршал Жуков, освободив город Смоленск, пришел и стоял на молебне в нашем Успенском соборе пред иконой "Одигитрия". Тогда ушла в сторону идеология, тогда никто не мог посметь сказать "Бога нет", потому что Бог был рядом с теми, кто поднимался в атаку, кто защищал наше Отечество и город Смоленск.
Каждый человек, который приходит в этот великий собор, один из величайших храмов Святой Руси, сердцем чувствует присутствие Божией благодати.


И не случайно эта благодать дана здесь, на этих Смоленских холмах, народу, живущему в этом граде и на всей Смоленской земле. Потому что скорбной была наша история, бедной является наша земля. Здесь у нас нет ни нефти, ни газа, ни драгоценных металлов. Здесь у нас есть дивный русский пейзаж, есть красота наших полей и березовых рощ, есть милые сердцу очертания города Смоленска. За нами великая история, и мы должны быть достойны прошлого, чтобы созидать будущее.

Сегодня, в этот юбилейный день, обращаясь ко всем вам, пришедшим в таком множестве к подножию холма, где возвышается Успенский собор, всех вас по-отечески прошу: храните веру православную, воспитывайте в ней ваших сынов и дочерей, ваших внуков и правнуков. Передавайте им опыт предыдущих поколений, чтобы никакие искушения, соблазны, никакое пустозвонство, никакая клевета, никакая ложь, никакое безумие человеческое не могли подвигнуть и разрушить наш духовный фундамент жизни. И тогда, сохранив веру, сохранив силу молитвы, мы будем обращаться к Богу за помощью. Сочетая молитву и труд, молитву и образование, молитву и науку, сочетая молитву и воинский подвиг, молитву и повседневную жизнь, мы будем способны одерживать не меньшие победы, чем одержал наш благочестивый народ в прошлом.


Я хотел бы призвать благословение Божие на власти в лице губернатора, на Церковь нашу смоленскую в лице владыки Исидора, на всех вас, мои дорогие. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми вами, над городом Смоленском, празднующим свое 1150-летие, над древней Смоленской землей и над всею Русью. И пусть Божественная благодать укрепляет наши человеческие силы, силу ума, силу воли, силу чувств, чтобы совершать во благо свой жизненный путь.

Всех вас еще раз поздравляю с великим для нас юбилеем. Храни вас Господь! И Матерь Божия, явленная нам в образе Одигитрии, пусть пребывает со всеми вами! Аминь. <…>



© СоборРостов,
2017 г.
  Яндекс.Метрика