Поделиться в соцсетях:

Православные праздники в календаре РСФСР при большевиках (до 1929 г.)

08 февраля 2016 г. Просмотров: 1337

Если посмотреть на производственные табели-календари первых двенадцати лет после 1917 года, то в глаза бросается обилие религиозных праздников, хотя по сложившему стереотипу следовало бы ожидать наоборот их полный запрет или, как минимум, не признание. Тем не менее, количество государственных праздников несколько уступало количеству религиозных. И это касалось не только православных праздников, ведь календарь был довольно свободным и допускал на местах вводить свои дополнительные праздники с учетом местных традиций и верований.

 


Одним из первых декретов Совнаркома РСФСР, который регламентировал выходные и праздничные дни, был «О ВОСЬМИЧАСОВОМ РАБОЧЕМ ДНЕ» (от 29.10.1917 г. / 11.11.1917 г). Уже во втором пункте декрета упоминаются религиозные праздники:



2. Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий (п. 1 ст. 103 Уст. о Пром. Труде - нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
В канун Рождества Христова (24 Декабря) и праздника Св. Троицы работа оканчивается в 12 час. дня.
---- (Конец цитаты)

Таким образом, в дни перед Рождеством и Троицей Совет Народных Комиссаров РСФСР приписывал сокращенный рабочий день – работа только до обеда. 
А вот пункт 10 указывал перечень выходных и праздничных дней (но даты еще по старому стилю):
10. В расписание праздников, в кои не полагается работать, включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни:
1 Января [Новый год], 6 Января [Крещение Господне], 27 Февраля [Низвержение самодержавия], 25 Марта [Благовещение Пресвятой Богородицы], 1 Мая [День Интернационала], 15 Августа [Успение Пресвятой Богородицы], 14 Сентября [Воздвижение Креста Господня], 25 и 26 Декабря [Рождество Христово], пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

Примечание 1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников, взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в следующем примечании.
Примечание 2. По желанию большинства рабочих предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1 и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.
---- (Конец цитаты)

Согласно примечаниям 1 и 2, обязательными для празднования становились Благовещение, первый день Рождества, второй день праздника Сошествия Св. Духа, а также пятница Страстной недели и вторник Пасхальной недели. А вот вторник Пасхальной недели получался как обязательный выходной день?!
Всего же праздничных дней по свежеиспеченному декрету набиралось пятнадцать, что относительно календаря России царской уменьшало их количество... на треть! Ибо по установлению закона от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» дней неприсутственных (как они тогда именовались) было аж сорок пять (по подсчетамhttp://oko-planet.su/history/historysng/print:page,1,305038-gulyay-rvanina-kalendar-na-1925-god.html)

Но более серьезные изменения в календарь были внесены  декретом «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» (24 января 1918 годастарого стиля), который определял, что после 31 января 1918 года будет следовать не 1-е, а 14 февраля. То есть поправка на 13 дней для перехода от юлианского календаря к григорианскому.
Изменение стиля летоисчисления вызвало отрицательную реакцию со стороны Церкви. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов — о богослужении и правовом положении Церкви в государстве. Оно состоялось 29 января 1918-го. Председательствовавший митрополит Арсений (А. Г. Стадницкий) потребовал скорейшего решения проблемы — к следующему дню. По его мнению, оба отдела должны были выработать аргументированную позицию по столь принципиальному для Церкви вопросу. Срочность диктовалась введением нового стиля через два дня, с 1 февраля.
На заседании единодушно решили сохранить юлианский стиль летоисчисления в церковном обиходе. Вскоре для углублённого изучения календарного вопроса была образована специальная комиссия РПЦ. Руководитель комиссии профессор Глаголев предложил временно отменить 31-е числа всех месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым «без резких движений». Вместе с тем, членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей.
В последующие годы РПЦ продолжала придерживаться старого стиля. Одной из причин этого явилось негативное отношение церковнослужителей к советской власти. Примечательно заявление, сделанное одним из делегатов Поместного собора М. А. Семёновым: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них не реагировать. Я знаю, что так очень многие поступают»

Советскому правительству, несмотря на все усилия, не удалось заставить Церковь изменить летоисчисление. В результате получалась двойственность, которая образовывала дополнительные проблемы в определении церковных праздников.


Следующая регламентация праздников в новой России была осуществлена 2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде», принятом 10 декабря 1918 г. 
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:
7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.
8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не оплачивались.
---- (Конец цитаты)
Вот. То есть с 1919 года оплачивались только государственные (революционные) праздники, а остальные просто не возбранялись. Но в каждой местности такие праздники были свои.
Но если на предприятии было много иноверцев, то такие предприятия могли сами устанавливать выходные под свои религиозные праздники. Но также не более 10 в год.

Но непризнание Церковью новой власти и публичное игнорирование григорианского календаря тревожило большевиков и для окончательного  подчинения себе православных организаций ОГПУ было организовано движение обновленчества и создана специальная антирелигиозная комиссия. 


Но этому предшествовало следующее событие. 5 мая 1923 года на проходившем в Москве с 29 апреля по 9 мая в храме Христа Спасителя Втором Поместном Всероссийском Соборе (Первом обновленческом) был рассмотрен вопрос "О Реформе календаря".

Из протокола этого заседания:
С докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени. Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря, православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное значение, хотя идея введения Григорианского календаря уже предвосхищена Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Григорианский календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот, считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов. При совпадении праздников, - говорит митр. Антонин, — у человечества будет хотя бы один день в году, когда все во всём мире будут, соединены одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.
В настоящее время в Константинополе заседает православная конференция, под председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает технику перехода на Григорианский календарь. С своей стороны докладчик предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но, причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения в одно.
Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит соответствующую резолюцию».


Русская Православная Церковь находилась в расколе. Одна часть священнослужителей стояла до конца за традиционный календарь, другая считала, что надо в этом уступить власти, третья сама еще была увлечена революционным романтизмом обновления.
Так или иначе, к моменту проведения Собора обновленцы занимали две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Но нет никакого сомнения, что власть умело играла на этих противоречиях, во многом их подогревая и провоцируя, да и сам обновленческий собор 1923 г. готовился, контролировался и управлялся закулисно структурами ЦК РКП(б) и ГПУ. Главная задача была всех этих действий обеспечить совмещение церковного календаря с государственным (собственно и с европейским).

Чтобы закрепить успех обновленцев, Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) 30 июля 1923 года, "рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания", издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112 КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ»:
Установленные Народным Комиссариатом Труда, по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, на основании ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года дни отдыха, в числе десяти, совпадающие с праздниками населения православного вероисповедания и закрепленные по новому грегорианскому календарю применительно к старому юлианскому календарю, перенести на соответствующие числа нового грегорианского стиля.
Причем перевод православных праздников с юлианского на григорианский предписывалось сделать не дожидаясь следующего года, а немедленно
На волне преследований и давления патриарх Тихон был вынужден подписать документы, в которых предписывалось считать день, следующий после 1 октября 1923 года, сразу 14 октября. При этом указывалось, что введение нового календаря не затрагивает догматов и священных канонов православной церкви и находится в точном соответствии с данными астрономической науки. Особенно подчёркивалось, что постановление являлось не введением григорианского календаря, а лишь исправлением старой пасхалии. Это решение было принято под давлением ОГПУ. Однако недовольство многих верующих и служителей Церкви побудило патриарха уже 8 ноября отменить своё решение, мотивируя это тем, что «удобное время для перехода на новый стиль уже прошло».
Такое положение сохранялось до 1929 года. Сталин провозгласил курс на индустриализацию СССР. По мысли руководства страны, новый календарь должен был соответствовать непрерывному производственному циклу. Решили перейти на пяти- или шестидневку: пять рабочих дней и один выходной. Все работники предприятия делились на равные группы со своими скользящими графиками. Получалась мозайка вместо календаря.


Но уже 23 августа 1930 Наркомат труда РСФСР представил свой анализ такой ситуации в правительственную комиссию по введению в СССР непрерывного производства. Наркомат считал, что «опыт применения скользящей шкалы показал, что при существующем общегражданском григорианском эта шкала с трудом усваивается населением, осложняет составление графиков и т. д.». Обсуждение шло еще много лет.
В итоге 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Оно вернуло в СССР привычное сочетание рабочих и выходных дней и положило конец попыткам изменить календарь. Как государственный, так и церковный.
И только уже в современной России появился праздничный день Рождества Христова, а в мусульманских республиках свои религиозные праздники.
 



 
© СоборРостов,
2017 г.
  Яндекс.Метрика